Доступная среда

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий». 

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ  Россошанской ООШ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

· обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

· организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

· сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

· создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей  учащихся с ОВЗ;

· расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;

· совершенствование системы кадрового обеспечения.

В МБОУ  Россошанской ООШ созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

· школа реализует специальные  (коррекционные)  программы начального общего и основного общего образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

· прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК; 

· по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся  организуется  индивидуальное обучение на дому;

· вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

· в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития   в  школе  работает педагог-психолог ;

· для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

· вход в школу оборудован пандусом;

· педагогические работники прошли  курсы повышения квалификации по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов.

Информация о специальных условиях для обучения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

- о специально оборудованных учебных кабинетах

*По состоянию на 01 января 2021 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся о специальном  оснащении учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ОВЗ. 

- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

- о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В учреждении имеется универсальный спортивный зал площадью 171 кв.м. Оснащенность спортивным инвентарем и оборудованием реализуется в полном объеме по всем разделам учебной программы по предметной дисциплине "Физическая культура" в рамках АОП УО (ИН) по варианту 1.

- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, для них используются специальные адаптированные образовательные программы, разрабатываемыми  учреждением самостоятельно с учётом особенностей развития ребенка.

Основная цель - коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ОВЗ организуется индивидуальное обучение на дому. Педагогические работники проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ. Разработаны и приняты необходимые локальные нормативно-правовые документы по данному направлению деятельности. 

*По состоянию на 01 января 2021 года отсутствуют заявления от родителей (законных представителей) обучающихся об оснащении учебных кабинетов специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ. 

- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

-  Вход в здание школы оборудован пандусом.



- о специальных условиях питания

Все обучающиеся начальных классов получают с бесплатное горячее питание в виде завтрака (с 01.09.2020 г.). Меню для учащихся разработано согласно действующим нормативным требованиям и согласовано  с Федеральной службой по надзору и контролю в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека. Для инвалидов и лиц с ОВЗ с 01.10.2019 обеспечено дополнительное питание.

- о специальных условиях охраны здоровья

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи школой заключен договор с МБУЗ "ЦРБ" Милютинского района.

В школе создана ППк, в состав которой входят педагог-психолог. С учащимися проводятся коррекционные занятия в соответствии с АОП и рекомендациями ЦПМПК и заключением ВВК, ИПРА.

- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Всего в учреждении  10 компьютеров. Учреждение имеет подключение к сети Интернет, скорость до 146 Кбит/сек. Свободный доступ к сети Интернет имеется в компьютерном классе. Безопасность работы в сети обеспечивается антивирусной программой, а так же системой контент-фильтрации, ограничивающей доступ к ресурсам, не связанным с задачами образования и воспитания. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы  и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. 

Сайт школы  https://school-rossoshan.nubex.ru/    соответствует ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».

На сайте представлена возможность изменять размер шрифта, возможность изменять цветовую схему, возможность отключения отображения изображений через специальную панель для слабовидящих.

*По состоянию на 01 января 2021 года отсутствуют заявления от обучающихся, родителей (законных представителей) об обеспечении дополнительных возможностей для доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Учреждение имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР:

- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Все учебные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием – компьютером, аудиоколонками. Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено, так как в учреждении не обучаются дети-инвалиды, которым требуются специальные технические средства обучения. Во время проведения учебных занятий, где обучаются учащиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники  и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с ОВЗ. Для разъяснения отдельных вопросов педагогами дополнительно проводятся групповая и индивидуальная работа.

*По состоянию на 01 января 2021 года отсутствуют заявления от обучающихся, родителей (законных представителей) об оснащении учебных кабинетов специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежития, интерната МБОУ Россошанская  ООШ не имеет.

- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежития, интерната МБОУ Россошанская ООШ не имеет.